|
Кстати о Хансо Хаттори
Наследственный вассал рода Мацудайра (en), впоследствии известного как род Токугава (en). Служил Токугаве Иэясу в войнах становления сёгуната. За свирепость в бою, получил прозвище Дьявол Хансо (яп. 鬼半蔵 Они Хансо:). Не следует путать с другим известным самураем, служившим Токугаве — Ватанабэ Морицуной (en) по прозвищу Копьё Хандзо (яп. 槍半蔵 Яри Хандзо:).
Биография
Отец Хансо, Хаттори Юсанага (яп. 服部 保長), был ниндзя из провинции Ига. Хотя Хандзо родился и вырос в провинции Микава, он много жил и в Иге. Хансо считался отличным фехтовальщиком, копейщиком и военным тактиком. В 16 лет впервые принял участие в боевых действиях, в ночном нападении на замок Удо. Участвовал в битвах при Анэгаве (1570) и при Микатагахаре (1572), но его самый ценный вклад в дело Токугавы был после смерти Оды Нобунаги в 1582. После переворота Токугаве пришлось срочно бежать из Осаки в Микаву; Хансо посоветовал маршрут через горы Иги, так как был уверен, что сможет убедить местных самураев помочь Токугаве. Это позволило отряду Токугавы успешно добраться до Микавы и не попасться войскам Акэчи. В 1590 Токугава переехал в Эдо (будущий Токио), и Хандзо был назначен командиром 200 ниндзя из Иги, которые охраняли задние ворота замка.
Хаттори Хансо умер своей смертью в 1596 в возрасте 55. Его наследником стал 18-летний старший сын, тоже по имени Масанари, но пишущемcя другими иероглифами (яп. 正就). Масанари-младший получил звание «Ивами-но-Ками», и его люди работали в качестве охранников замка Эдо.
Наследие Хансо — Ворота Хансо (яп. 半蔵門 Хандзо:мон) Императорского (бывшего сёгунского) дворца в Токио и линия токийского метро Хандзомон (en:Tokyo Metro Hanzōmon Line), которая проходит от центрального Токио в юго-западном направлении, и названа в честь дворцовых ворот. Хандзо похоронен на кладбище основанного им же храма Сайнэн (яп. 西念寺) в Синдзюку в Токио. В храме также хранятся его любимые копья и его парадный шлем.
Магоичи Сайка (Сайга)
Один из предводителей лиги Сайга-икки, основатель школы Сай-
га-рю нин-дзюцу. Он был сыном мелкого феодала Судзуки Садаю из
поместья Сайга, что в уезде Умабэ провинции Кии, и имел небольшую
крепость в поместье Киси в деревушке Хираи. С детских лет стре-
мился стать великим полководцем, долгие часы посвящал воинским
упражнениям. Известно, что как только Цуда Кэммоцу начал обучать
братию из монастыря Нэгоро-дзи стрельбе из ружей, Сайга Магоити
стал одним из первых его учеников. А у братаЦуды Сугинобо Мёсана
он изучал премудрости шпионской науки.
Поскольку Магоити был последователем учения Икко-икки и даже
построил собственный буддийский храм, в котором был настоятелем,
он стал полководцем Исияма Хонган-дзи и сражался на стороне лиги
против Оды Нобунаги. По преданию, в одном из сражений с войсками
Оды он с успехом использовал "способ сбрасывания флагов", перео-
дев своих ниндзя в союзников диктатора. В 1585 году, когда Тоёто-
ми Хидэёси направил в Кии карательную экспедицию против Нэго-
ро-дзи и Сайга, Магоити сначала командовал одним из отрядов Нэго-
ро, но позже перешел на стороны Хидэёси и был назначен командиром
отряда аркебузиров. Благодаря тому, что он прекрасно знал условия
местности и возможности других отрядов Сайга и Нэгоро, Магоити
внес немалый вклад в подавление мятежных лиг. Позже он сражался в
битвах при Комаки и Нагахисатэ на стороне Токугавы, а во время
похода армии Тоётоми против Одавары, родового замка Ходзё, коман-
довал отрядом кавалерии в 150 человек.
В 1600 году, во время борьбы между Токугавой и антитокуга-
вовской коалицией во главе с Исидой Мицунари, он поначалу примк-
нул к антитокугавовской коалиции и руководил отрядом синоби при
нападении армии Исиды Мицунари на замок Фусими - оплот Токугавы в
районе Кансай - и собственноручно обезглавил коменданта крепости
Тории Хикоэмона. Однако в важнейшем сражении этой войны - в битве
при Сэкигахаре - Сайга Магоити сражался в составе войска Датэ Ма-
самунэ уже на стороне Токугавы. В 1606 году он поступил на службу
непосредственно к сёгуну Токугаве Иэясу, а позже служил другому
представителю семьи Токугава - Ёрифусэ из княжества Мито, и даже
стал одним из его главнейших вассалов.
Ну и Юкимура Санада
Полководец на службе у Хидейори Тойотоми. В роду Юкимуры изд-
ревле передавались традиции нин-дзюцу, и он был замечательным
знатоком всех уловок "воинов ночи". Во время осады Осаки войсками
Токугавы (1615), Юкимура выстроил особое укрепление из частокола
для своего отряда. Официально оно называлось "Санада-мару" ("ук-
репление Санады"), но солдаты называли его "синоби-мару" ("укреп-
ление синоби"), так как на службе у Юкимуры состояли 50 ниндзя
Кога. Его советы приносили такую пользу Хидэйри, что Токугава по-
пытался подкупить отважного Санаду, пообещав ему в награду за
предательство целую провинцию Синано. Однако Санада Юкимура тут
же рассказал об этом всем в замке и поиздевался над бессилием сё-
гуна.
Во время второй (летней) осады Осакского замка, когда стало
ясно, что противник начинает одолевать, шпионы Санады Юкимуры
рыскали по окрестностям в надежде отправить на тот свет Иэясу и
таким образом остановить вражеское нашествие. Сам Санада, который
был уже в преклонном возрасте, предпринял две попытки:
Одной из темных ночей он пробрался из Санада-мару во вражес-
кий стан. Там он бесшумно прикончил часового и, переодевшись в
его доспехи, прокрался в ставку Токугавы. Он укрылся в яме под
полом коридора, соединявшего палатку главнокомандующего с туале-
том, подстерег Иэясу, возвращающегося из отхожего места, и всадил
в него пулю из мушкета. Однако замечательная толедская сталь
спасла жизнь Иэясу. Хотя в лагере поднялся дикий переполох и ло-
вить Санаду бросилась вся охрана сёгуна, он сумел бежать в замок.
Еще через несколько дней Санада пробрался ночью по тайной
тропе на гору Тяусу, где располагался основной лагерь Токугавы, и
заложив и взорвав для отвлечения врага мину в лагере даймё Хира-
но, во главе своих синоби напал на ставку сёгуна. В этом бою Иэя-
су едва не лишился жизни, но вылазка все же была отбита охраной.
Во время генерального сражения 3 июня 1615 года старый вете-
ран настолько устал, что просто учелся в своем лагере на скамееч-
ку чтобы оценить обстановку. И тут в его ставку ворвался некий
самурай по имни Нисио Нидзаэмон и вызвал его на поединок. У ста-
рого воина уже не было сил сражаться. Он просто назвал свое имя и
совершил сэппуку.
Мусаши Миямото
Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, более известный как Миямото Мусаши, родился в деревне Миямото в провинции Миасака в 1584 году. "Мусаши" - это название местности к юго-западу от Токио, а обращение "но-Ками", отмечает благородное происхождение носителя имени. "Фудзивара" же - одна из самых знатных фамилий Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.
Когда Мусаши было семь лет, его отец, Мунисай то ли умер, то ли покинул семью. Вскоре умерла и мать и малолетний Бэн-но-Сукэ, как в детстве звали Мусаши, остался на попечении своего дяди по матери, который был монахом. В раздираемой усобицами стране, ребенок рос отнюдь не беззащитной сиротинкой. Мальчуган очень скоро превратился в грубого подростка, волевого и крупного для своего возраста. Неизвестно, привлекал ли его дядя к занятиям Кэндо, или Мусаши привели к ним агрессивная натура, но известно, что он убил человека, когда ему было всего тринадцать лет. Его противником оказался Арима Кихей, самурай из школы воинских искусств Синто-рю, искусный во владении копьем и мечом. Мальчик швырнул его на землю и ударил палкой по голове, когда тот попытался подняться. Кихей умер, захлебываясь кровью.
Следующий бой Мусаши состоялся, когда ему было шестнадцать лет. Он нанес поражение прославленному бойцу Тадасима Акияме. Примерно в это же время мальчик покидает дом и отправляется в "воинские скитания", совершая "паломничество самурая". Забегая вперед, скажем, что на протяжении своего жизненного пути Мусаси вышел победителем в огромном количестве поединков и участвовал в шести войнах, пока, наконец, в возрасте пятидесяти лет не утихомирился и не занялся подведением итогов.
Последнюю часть жизни Мусаши проводит вдали от общества, посвятив себя поискам простветления на Пути меча. Озабоченный лишь совершенствованием своего искусства, мастер боя живет в совершенно нечеловеческих условиях, мокрый от дождей, продуваемый ветром, не причесываясь, не глядя на женщин, не занимаясь ничем, кроме оттачивания своего искусства. Говорят, он в это время никогда не принимал ванны, чтобы не быть застигнутым врасплох без оружия, и приобрел дикий и жутковатый вид.
Пока же молодой Мусаши вступает в ряды армии Асикага, чтобы участвовать в битве против Иэясу. Он переживает ужасные дни поражения, когда в кровавой бойне гибнет около семидесяти тысяч человек, и счастливо избегает смерти от руки преследывателей.
В столицу Японии, Киото, Мусаши является когда ему исполняется двадцать один год. Здесь разворачивается его борьба против семьи Ёсиока. Несколько поколений фамилии Ёсиока были наставниками фехтования при доме Асикага. Позже, когда Токугава запретил им преподавать Кэндо, члены этой семьи стали красильщиками и занимаются этим ремеслом по сей день.
Некогда Мунисай, отец Мусаши, был приглашен в Киото сегуном Асикага Ёсиаки. Мунисай был умелым фехтовальщиком и специалистом по "дзиттэ", стальной дубинке с крюком для захвата лезвия меча. История повествует, что Мунисай сражался с тремя Ёсиока, но выиграл только в двух поединках, что, возможно, и стало причиной ненависти Мусаши к этой семье.
Ёсиока Сэйдзиро, глава семьи, был приглашен первым за городскую черту. Сэйдзиро бился настоящим мечом, Мусаши - деревянным. Мусаши опрокинул Сейдзиро яростным натиском и зверски лупил его, лежащего на земле. Слуги отнесли хозяина домой, где он стыда отрезал свой самурайский узел волос на макушке.
Мусаши не уезжал из столицы, его присутствие раздражало Ёсиока. Второй брат Сэйдзиро, Дэнситиро, вызвал Мусаши на дуэль. Юноша беззаботно опоздал к назначенному часу, но, наконец объявившись, уже через несколько секунд после начала схватки разбил череп своего противника одним ударом деревянного меча. Дэнситиро упал замертво. Семейство послало Мусаши еще один вызов - от лица юного сына Сэйдзиро, Ханситиро, лучшего фехтовальщика в семье. Несмотря на такие способности, Ханситиро был подростком, ему еще не исполнилось двадцати лет. Схватка должна была состояться в сосновой роще, прилегающей к рисовому полю. На этот раз Мусаши прибыл на место задолго до назначенного часа и спрятался, поджидая противника. Молодой Ёсиока появился в полном боевом снаряжении, в сопровождении хорошо вооруженных слуг, с твердым намерением разделаться с врагом семьи. Мусаши ждал, скрытый тенью от дерева до тех пор, пока все не решили, что он испугался и покинул Киото. Тогда Мусаси неожиданно выскочил из укрытия и зарубил противника. Быстро действую двумя мечами, он пробился через толпу слуг и исчез.
После этого жуткого эпизода Мусаши долго странствовал по всей Японии, став легендой еще при жизни
В 1605 году Мусаши посетил храм Ходзёин на юге столицы. Здесь у него состоялась схватка с Оку Ходзёин, учеником дзенского монаха Хоин Инэй секты Нитирен. Монах был мастером копья, но не шел ни в какое сравнение с Мусаши, который дважды его опрокинул ударами короткого деревянного меча. Мусаши остался в храме на некоторое время, изучая новую для него технику фехтования и наслаждаясь беседами с монахами.
Когда Мусаши путешествовал по провинции Ига, он встретился в поединке с искусным бойцом по имени Сисидо Байкин, владевшим серпом на цепи. Сисидо взмахнул цепью, Мусаши выхватил кинжал и пронзил ему грудь. Наблюдавшие за схваткой ученики кинулись было на Мусаши, но он разогнал их прочь.
В провинции Идзумо Мусаши навестил князя Мацудайра, попрося разрешения схватиться с самым сильным его фехтовальщиком. В Идзумо было много искусных бойцов. Против мастера выставили человека, дравшегося восьмигранным деревянным шестом. Схватка состоялась в саду библиотеки. Ударами деревянных мечей Мусаши загнал самурая на ступени террасы и молниеносно атаковал его в лицо, а когда противник отшатнулся, раздробил ему обе кисти.
К удивлению собравшихся, князь попросил Мусаши сразиться с ним. Мусаши оттеснил князя на террасу и, когда тот рванулся в ответную атаку, Мусаши ударом "огня и камня" сломал его меч. Князь поклонился в знак поражения, и Мусаши на некоторое время остался у него в качестве учителя боя.
Самый известный поединок Мусаши состоялся в 17-й год эры Кэйтэ, в 1612 году, когда он находился в Огурё, городке провинции Будзэн. Его противником был Сасаки Коджиро, молодой человек, разработавший изумительную технику фехтования, известную как "Цубамё-гаёси", или "пируэт ласточки", вдохновленную движениями хвоста ласточки в полете. Коджиро содержал князь провинции, Хосокава Тадаоки. Мусаши обратился к Тадаоки за разрешением сразиться с Коджиро через одного из самураев Хосокавы, некоего Нагаока Сато Окинага, бывшего некогда учеником Мусаши. Разрешение было дано.
Поединок назначили на восемь часов утра следующего дня. Местом его проведения должен был стать остров в нескольких милях от Огуры. В ту же ночь Мусаши отправился пировать в дом Кобаяси Таро Дзаэмона. Это не прошло бесследно. Прошел слух, что в страхе перед филигранной техникой Коджиро, Мусаши бежал.
Действительно, на следующее утро Мусаши не явился на место схватки к назначенному часу. За ним отправили гонца. Мусаши с трудом добудились. Он встал, выпил воду из тазика для умывания и взгромоздился в лодку. Пока Сато Окинага греб к месту дуэли,Мусаши подвязал бумажными лентами рукава кимоно и выстрогал некое подобие меча из запасного весла. Проделав это, он прилег отдохнуть.
Лодка причалила к берегу. Коджиро и его секунданты были поражены видом Мусаши. С растрепанными волосами, кое-как перехваченными полотенцем, он выскочил из лодки и, размахивая обрубком весла, бросился к противнику. Коджиро обнажил меч - изумительный клинок работы Нагамицу из Бидзэна - и отбросил ножны. "Тебе они больше не понадобятся", - кивнул Мусаши, устремляясь вперед.
Коджиро сделал выпад. Мусаши рванулся в сторону и опустил весло на голову врага. Когда Коджиро падал, его меч задел полотенце на голове Мусаси и рассек пояс его широких штанов. Поняв, что в противником покончено, Мусаши поклонился онемевшим секундантам и, направился к лодке.
Примерно в это время Мусаши совершенно перестал использовать в поединках настоящие клинки. Он сделался непобедимым и с этого момента посвятил себя поискам совершенного понимания Пути Кэндо.
В 1614 и 1615 годах мастер воспользовался случаем вновь испытать себя в боевых условиях. Иэясу осадил замок Осака, где собрались поднявшие мятеж сторонники семьи Асикага. Мусаси присоединился к войскам Токугавы в зимнюю и летнюю компанию, сражаясь теперь против тех, за кого бился в молодости при Сэкигахара.
Согласно его собственным писаниям, Мусаси пришел к пониманию стратегии боя, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один, в 1634 году. Он вместе со своим приемным сыном Иори, беспризорником, подобранным во время путешествия в провинции Дэва, осел в Огуре. С тех пор Мусаси больше не покидал остров Кюсю. В те времена замком Кумамото, центром провинции Хиго, владела семья Хосокава. Князем провинции Бундзэн был Огасавара. Иори пошел на службу к Огасавара Тададзане и в качестве капитана армии Тададзане сражался с христианами во время восстания Симавары в 1638 году, когда Мусаси было около пятидесяти пяти. Князья южных провинций всегда стояли против власти Токугава и выступали зачинщиками интриг с иностранцами и японцами- христианами. Мусаси находился в составе военного совета при Симавары, где была учинена бойня над христианами. После этого Иэясу закрыл японские порты для иностранцев, и это положение просуществовало более двух веков.
После шести лет жизни в Огуре Мусаси был приглашен к Тюри, владельцу замка Кумамото, родственника Хокасавы. Он провел у князя несколько лет, занимаясь живописью и обучением самураев владетельного феодала. В 1643 году мастер меча стал отшельником, удалившись в пещеру под названием "Рэйгэндо". Там он написал книгу "Го Рин Но Сё" , посвященную любимому ученику Тэруо Нобуюки. Через несколько дней после окончания труда 19 мая 1645 года Мусаси умер.
Мусаси известен в Японии как "Кэнсэй", то есть "Святой Меча", а его "Го Рин Но Сё" стоит в начале любой библиографии по Кендо, являясь уникальной книгой, освещающей как вопросы стратегии военных действий, так и методы одиночного поединка. Она не является диссертацией по военному делу, она, по словам самого Мусаси, всего лишь "руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии", но ее содержание всегда находится за пределами понимания ученика. Чем больше читаешь эту книгу, тем больше находишь на ее страницах. Это завещание Мусаси, ключ к пути, по которому он шел. Ему еще не было тридцати, когда он стал непобедимым бойцом, но не осел и не основал школу, переполненный сознанием успеха, а с удвоенным усердием погрузился в дальнейший поиск. Даже к концу своих дней мастер презирал раскошную жизнь и два года провел в пещере, погруженный в глубокое самосозерцание. Поведение этого бесстрашного и упрямого человека было несомненно скромным и искренним.
Мусаси писал: "Когда обретаешь Путь Стратегии, нет ничего, чего ты бы не смог понять", и еще: "Ты будешь видеть Путь во всем". Действительно, сам он был мастером во всем. Он создал замечательные работы живописи тушью, быть может, более ценимые японцами, чем любые другие произведения этого жанра. В его картинах - бакланы, цветы и птицы, птица на высохшем дереве, Дарума (Бодхихарма) и многое другое.
|